marinadorih, 3 Сен

отчаяние

Отчаяние. Без ног


Юрий лежал на полу в своей маленькой однокомнатной квартире. Закрывшись одеялом, тяжело стонал. Ужасная боль давила прессом на грудь, при каждом вздохе разрывая пополам сознание. Соседка Галя пошла вызвать «Скорую», видя, что мучения немощного не просто не прекращаются, а усиливаются с каждым днём. В Юрия было воспаление лёгких очень запущенной формы. От высокой температуры перед глазами с ниоткуда возникали разноцветные шарики, порхали бабочки, наклонялся давно почерневший потолок, изгибались остатки стекла на разбитом окне.

Он понимал, что это галлюцинации. Вдруг вся жизнь пронеслась перед глазами. Листая страницы воспоминаний, неожиданно он очутится в самом детстве. Увидел себя со стороны, как с друзьями гоняет мяч, идёт в лес за грибами, собирает ягоды, восхищается девочками. Дальше школа. Мама ведёт за руку в первый класс. Тогда было грустно, что нет отца, ведь он погиб во время аварии за месяц до его рождения. Выпускной. Неожиданная смерть матери. Одиночество в 17 лет. Армия. Именно на этом эпизоде сжалось сердце, как будто его поместили между двух больших камней.

Зима. Сорокаградусный сибирский мороз. Вся часть на исполнении спецоперации.  Юному солдату дают особенное поручение. Надо пробраться сквозь лесные нетри, заваленные ко всему прочему метровыми снежными заносами. И высокий смуглый с завидным спортивным телосложением парень идёт. Здесь разговоры краткие. Сказано – сделано. За спиной уже поле. Несладко преодолевается здоровущее звено деревьев, что словно взялись за руки, чтобы заградить собой путь. Рвутся сапоги, истрёпывается шинель, в крови лицо, руки. Но он терпит. Надо доползти, прорваться.

Несколько километров  уже позади. Хотя каждый шаг даётся с трудом. Но куда, куда дальше? Везде лес, деревья, сугробы.  Уже давно на горизонте должна была показаться речка или хотя бы домик лесника. Но не было ничего. Как в пустыне, только снежной. Он сбился с пути, выбрал неправильное направление. Куда теперь? Может, повернуть назад? Но его следы давно замело…

Тогда так же, как и сейчас, лежал Юрий в тяжёлых размышлениях о своей судьбе. Его случайно нашли местные жители, доставили в госпиталь.

– Повезло! – радовался солдат.

А вот и не очень, как выяснилось потом. Откинув одеяло, после наркоза он не понял, своё ли тело видит в постели…

– В лесу ты отморозил себе ноги, их пришлось ампутировать. Обе сразу! – вынес приговор врач. Его слова были хуже гильотины.

В первые минуты даже жить не хотелось. Он впервые оказался на грани, хотелось наложить на себя руки. Но рядом были друзья, которые поддержали, успокоили, помогли поверить в себя.

В коридоре послышались шаги. Кто-то вошёл.

– Сейчас приедут, — зазвенел в квартире, которая скорее напоминала подсобное помещение, чем жилой дом, голос соседки.

– Хорошо! – ответил ей.

– Я тебе чайку принесла, попей, – протянула Галя горячую кружку.

Юрий взял напиток и силой сделал несколько глотков.

– Говорила  тебе, не водись с этой, сломает жизнь, обчистит, бросит. Не хотел слушать никого, – поучала сорокалетняя пышная блондинка соседа.

– Отстань, – тяжело выдавил из себя мужчина. – Я хочу побыть один.

– Ну и странный ты, так ведь и так всегда в одиночестве, – удивлялась Галина. – Ладно, пойду, но буду заходить периодически, может, что-то нужно будет.

Снова тяжёлые размышления взяли в плен сознание Юрия.

Её, Надежду, он встретил, когда успех, казалось, забил вёслами по крутому каменистому водопаду его сумбурной жизни. После демобилизации вернулся домой. Без образования, без ног, без каких-либо профессиональных знаний найти работу было тяжело. Пожалели. Взяли охранником на фабрику. Выделили квартиру, коллеги помогли купить мебель и обустроить жилище. Мир же не без добрых людей! Но не хватало в жизни главного – любви. Да он уже и не надеялся найти её, привык к одиночеству… Как вдруг… Встретил её! В кафе, по традиционному сценарию. Она сама подошла и спросила сколько времени. Потом подсела к нему за столик. Попросила угостить коньяком. Сам не пил, но представительнице слабого пола отказать не мог. Проговорили часа четыре, с ней было интересно. Дальше она предложила проводить его домой.

– Не женщина, а огонь, – думал про себя Коновалов.

На квартире алкоголя у него не оказалось, ведь раньше он им не увлекался. Но Надя согласилась сбегать в магазин. Он дал ей денег, и она принесла и «сорокаградусную», и закуску к ней. Впервые выпил. Сразу опьянел от непривычки. Утром ничего не помнил, только увидел рядом с собой на постели женщину. Поначалу даже испугался, не понял, как она сюда попала. Но Надя нежно поцеловала его и пошла одеваться.

С этого дня она просто перебралась к нему жить. Был ли он счастлив? Да, кажется, на целой планете не было человека, счастливее от него. Даже солнце светило особенно,  нежно, приветливо, ласково, обнимая его каждым лучиком, даже луна улыбалась вместе с уличными фонарями, когда они поздно ночью возвращались с очередных посиделок в кафе домой. А кафетерии и рестораны Надежда очень любила! Постепенно привык к ним и Юрий. Узелок алкоголизма так и затягивался над его шеей. Он начал пропускать работу, чтобы подольше оставаться с любимой. Естественно, уволили. Вскоре кончились и деньги. Чтобы угодить женщине своей мечты, пришлось продавать из дома вещи, имеющие хоть какую-то ценность. Когда в квартире почти ничего не осталось, вышел на улицу с протянутой рукой. Просил милостыню, чтобы раздобыть копейку для Нади.

– Что вас беспокоит? – прервал размышления строгий мужской голос.

Открыл глаза. Кто-то в белой одежде склонился над постелью.

– Неужели это ангел и я уже на небесах? – подумал Юрий.

– У вас жар! – услышал он снова тот же голос и понял, что всё ещё жив.

– Трудно дышать. В груди жжёт, тело ломит, – ответил он доктору.

– Вам надо немедленно в больницу, — сказал высокий симпатичный с женскими нежными руками мужчина.

Больше часа на Юрия оформляли документы в приёмном отделении, ещё часа два делали анализы, только потом отвезли в палату. Здесь он снова смог отдаться власти своих печальных воспоминаний.

Однажды он вернулся домой раньше и увидел, что Надежда собирает вещи.

– Ты куда? – изумлённо поинтересовался Коновалов.

– Я ухожу от тебя! – выпалила, как с пистолета, женщина.

– Почему? – чуть не рыдая, спросил он.

– А какая мне от тебя польза? Зарабатываешь мало, да и то позорным способом, денег постоянно не хватает. Мне нужны сапожки, шуба, хорошие напитки. Разве ты можешь меня обеспечить, как раньше? Вот я и нашла себе такого, кто сможет. К нему и переезжаю. А ты оставайся наедине со своей нищетой! – громко хлопнув за собой дверью, сказала бывшая содержанка.

Мир снова потускнел. Опять он очутился на грани. Жить не хотелось. Несколько дней подряд пил, пока деньги не кончились. Потом днём выходил на «новое рабочее место» под церковью, а ночью всё, что зарабатывал, расходовал на спиртное. Возникало ощущение, что даже звёзды тонут на дне бутылки. Появились новые друзья-нахлёбники. Тоже с улицы, с такими же проблемами, с такой же безнадёгой в душе. Теперь он понял, что не может без алкоголя, у него даже руки дрожали, когда не было выпивки. Просил милостыню для того, чтобы в очередной раз напиться.

– Жизнь – это своеобразный лабиринт с большим количеством туннелей-ответвлений, с миллионом человеческих судеб, – думал про себя Юрий, лёжа на больничной койке. – Неизвестно кто куда попадёт, найдёт ли правильный выход, или наткнётся на мираж. Но каждый из нас осознанно выбирает себе путь, мчится к своей цели, спотыкается об собственные ошибки.

Вдруг что-то сильно заболело в груди, в глазах стало темно, исчезло всё кругом.

– Конец! – только мелькнуло в голове Коновалова. И душа его понеслась далеко-далеко за голубые небеса и пушистые облака, оставляя на земле только нищенский привкус отчаянности.

P. S. Это рассказ из реальной жизни. Волей судьбы  мне выпало пересекаться с множеством людей, обделённых самим дорогим, что может быть в человека – здоровьем. Им всем не хватает элементарного тепла, внимания, понимания. Часто многие залезают в свою укромную раковину-скорлупу внутреннего мира, чтобы спрятать от обозлённой толпы слёзы, боль, переживания.

Оглянитесь вокруг, сколько их, людей с ограниченными возможностями. А как много интеграционных детей! Они ведь тоже имеют право на счастливое детство! И каждый из нас может подарить им хотя бы капельку доброты, радости, улыбки. Надо просто снять с глаз пелену близорукости и посмотреть на них сквозь линзу своего сердца.

Давайте будем внимательнее к другим, ведь своей чёрствостью легко забросать камнями вход в Храм Веры, Надежды и Любви. А истинное благородство – это именно помощь тем,  кто не в состоянии самостоятельно о себе позаботиться. Нельзя допустить, чтобы их жизнь сломалась так, как у Юрия.

© Copyright Марина Дорих 2011


2 комментария на «Марина Дорих — Отчаяние. Без ног»

  1. Диана пишет:

    Я знаю это реальный случай из жизни. в нашем городе многие помнят этого человека и его печальную историю. Ты записала то, что не записывал никто. интересно оформила и получился прекрасный рассказ. прочитать было интересно.

  2. marinadorih пишет:

    Да, это всё правда, вымысла нет никакого. Действительно был такой человек в нашем городе и жизнь его как раз стала темой сюжета. Всё из жизни. я прозу вообще реальную пишу, стихи на 90 % вымышлен сюжет.